Как открыть инвестиционную компанию
Инвестиционные компании – сравнительно «молодой» сегмент бизнеса для России. О том, что такое ИК и как в ней «разобраться», AllKredits уже писал в материале «Как выбрать инвестиционную компанию?». Однако одно дело инвестировать в готовое предприятие и совсем другое стать его «родителем».
Деятельность инвестиционных компаний
Несмотря на «молодость» направления, его популярность в настоящее время растет в геометрической прогрессии. Начинающий инвестор основательно задумался над тем, что сбережения должны работать и даже сделал для этого первые шаги, ознакомившись с понятием ценных бумаг, а также попытавшись разобраться в инвестиционных стратегиях. А значит, готов к таким услугам и хочет со временем стать настоящим профессиональным инвестором.
Планируя такую компанию как будущий вид бизнеса, необходимо понимать, что купля-продажа ценных бумаг – лишь малая часть работы предприятия, помимо этого, существуют и другие различные виды деятельности:
- Брокерская – операции с ценными бумагами по поручению или на основе комиссионного договора;
- Дилерская – операции с ЦБ от своего лица и за свой счет;
- Клиринговая – определение обязательств: сверка, сбор, корректировка информации по сделкам, подготовка документации и т.д.;
- Депозитарная – переход и учет прав, хранение сертификатов;
- Управление активами – доверительное управление;
- Ведение реестров – хранение, обработка, ведение реестров держателей;
- Организация торговли – посредническая деятельность по заключению сделок.
Квинтэссенция работы такого предприятия – заработок денег для клиентов, что является мощным стимулом последних для привлечения своего социального круга. Однако стабильная положительная деятельность не может строиться на пустом месте и для нее необходим штат экспертов и экономистов, выдающих точные прогнозы, на основе которых формируется инвестиционный портфель.
Что нужно, чтобы открыть инвестиционную компанию
Как и любой бизнес, ИК начинается с открытия юридического лица, которое может принимать любую организационно-правовую форму, кроме формы ИП.
Простейшей и наиболее востребованной ОПФ в России является общество с ограниченной ответственностью. Подробнее о том, как зарегистрировать ООО, можно прочесть в материале AllKredits «Как самостоятельно зарегистрировать ООО: пошаговая инструкция». Помимо этого, стоит обратить внимание на материал «Как зарегистрировать ООО онлайн?», в котором приведен интересный механизм, предлагаемый Сбербанком.
Не будем подробно говорить о том, что нормальный бизнес должен иметь бизнес-план, отвечающий на такие вопросы, как:
- Конъюнктура рынка;
- Маркетинговые исследования;
- Анализ рисков;
- Финансовая модель;
- Концепция проекта, его миссия;
- Штатное расписание;
- Система управления;
- Карта развития.
По сути, первые этапы регистрации инвестиционной компании ничем не отличаются ото всех процедур, уже рассмотренных AllKredits в предыдущих материалах.
Главным отличием в данном случае становится только получение лицензии в ФСФР.
Лицензия ФСФР для инвестиционной компании
Лицензия ФСФР – основной документ для деятельности ИК, который не только предоставляет доступ к рынку ценных бумаг, но и дает право предприятию оказывать заявленные услуги.
Получение лицензии жестко регламентировано требованиями. Так, требования к собственным средствам организации составляют:
- Для брокерской и дилерской деятельности – не менее 10 млн руб.;
- Для доверительного управления – не менее 35 млн руб.;
- Для депозитарной деятельности – не менее 70 млн руб.
Помимо этого, существуют требования к штатной комплектации предприятия, которая в обязательном порядке должна включать в себя:
- Генерального директора – опыт работы в смежных специализированных областях не менее 1 года, квалификационный аттестат серии 1.0, отсутствие судимости;
- Контролера – высшее экономическое или юридическое образование или стаж работы не менее 2 лет, квалификационный аттестат серии 1.0, отсутствие судимости;
- Специалистов с аттестатами не ниже 1.0, количество которых зависит от выбранной деятельности:
- Брокерская или дилерская – не менее двух;
- Брокерская и дилерская – не менее трех;
- Брокерская, дилерская и доверительное управление – не менее 4;
- Все виды – не менее шести.
О том, что такое квалификационный аттестат специалиста финансового рынка, можно подробнее прочесть в материале AllKredits «Аттестат ФСФР: зачем нужен брокерский аттестат и как его получить?».
С необходимым пакетом документов для получения лицензии ФСФР можно ознакомиться на кликабельном скриншоте.
Стартап для чайника: как создать компанию и не потерять все деньги
Для любой начинающей компании одним из важнейших вопросов является управление рисками и бюджетом. Молодой команде — особенно если у неё большого опыта в построении операционных процессов — легко совершить ошибки в бюджетировании и выборе приоритетов. За годы работы я накопил определенный практический опыт в том, что касается создания новых бизнесов и вывода компаний в прибыль, который будет полезен стартапам, особенно в технологической сфере.
Принципы управления рисками и бюджетом определяются стадией развития компании. На начальной стадии основным ориентиром является MVP (от англ. minimum viable product — минимально жизнеспособный продукт). Горизонт планирования на данном этапе — 3 месяца. С управленческой точки зрения, речь идет о планировании на ежемесячной основе с еженедельной проверкой достигнутых результатов и корректировкой понимания того, каким будет проект. Формирование более длинных планов на этом этапе — лишняя трата времени. При переходе к альфа-версии продукта горизонты удлиняются. С этого момента можно применять квартальное и полугодовое планирование. При этом, по факту выполнения конкретных задач планы совершенно спокойно и легко должны пересматриваться.
Персонал
Наибольшее внимание следует уделять расходам на персонал. Подход очень простой. На стадии MVP численность персонала должна быть минимальной — эффективная команда из 3-4 человек, расходы очень понятны и полностью прогнозируются. При переходе к созданию альфа-версии эта статья тоже хорошо прогнозируема: понятно, сколько необходимо людей, чтобы сформировать работающий продукт, его рабочую версию, выпустить в продакшн. Отталкиваясь от трудочасов, можно спокойно спланировать и численность персонала, и расходы на его размещение, и налоги.
Часто возникает вопрос бюджетных допусков и перерасходов. При планировании расходов на создание альфа- и бета-версии допустимо закладывать двукратный перерасход. При таком запасе итоговые траты с вероятностью 99% попадут в диапазон, определенный стратегическим планом проекта.
Целесообразно использование аутсорсинга, причем на внешний подряд нужно выносить максимум задач, как на этапе MVP, так и в процессе разработки альфа-версии. Чем больше работ вынесено на этой стадии на аутсорс, тем более проект легок на подъем и эффективен как команда. Фиксировать стоимость работ не стоит, лучше расплачиваться исходя из результата и отказываться от людей, которые делают долго, дорого и неэффективно в пользу тех, кто делает быстро, дорого и эффективно. Азбучная истина: дешевой и качественной работы не бывает, если у исполнителя нет какой-то дополнительной мотивации. А для аутсорсера всё-таки основным мотиватором являются деньги, у него очень редко есть побочный интерес к проекту.
Что касается затрат на сотрудников, есть два важных момента. Во-первых, для разработчиков на IT-рынке, достигших определенного уровня благополучия и развития, важно заниматься чем-то, что усиливает их как специалистов. Программисту страшно оказаться в болоте, пропустить новые технологии и новые витки развития, отстать от IT индустрии. Это позволяет использовать дополнительную мотивацию. Когда придумываешь крутой проект, когда достаточно заряжен энергией, чтобы убедить людей в прорывном характере идеи, найти сильных специалистов гораздо проще.
Но, чтобы проект сложился, необходимо, конечно же, нанимать специалистов по рыночной цене. 10-15 лет назад, индустрия была более молодой, у людей было больше нематериальной мотивации, чем сейчас. Возможно было найти толковых ребят, которые за еду и интерес, развлечения ради могли написать игру или создать проект. Сегодня тоже так бывает, но это всё-таки редкость, исключение.
Системный подход к ставкам и зарплатам в стартапах таков: нужно предлагать рыночную зарплату. Всё, кроме тех позиций, которые нельзя закрыть никак иначе, надо покупать обычными деньгами. Если есть вакансия, которая критична, и от неё зависит разработка всего проекта, и вокруг нет кандидатов, которых можно завлечь идеей — по этой одной конкретной вакансии можно предложить ставку выше рынка.
Мотивация
Что касается нематериальной мотивации, экономить на этом сейчас стало сложно. Но вопрос, что мы подразумеваем под экономией, не тривиален. Сегодня в Москве хороший программист стоит от 150 000 рублей в месяц. Вершина рынка – зарплата в 250 000-300 000 рублей, лидер в команду может стоить 600 000 и 1 млн в месяц.
При этом, повторюсь, для лидеров команд и ключевых программистов очень важна интересная задача и хорошая среда. Большинство из них хотели бы работать над крупным проектом в сильной команде, когда речь идет о причастности к чему-то большему, интересному. Дополнительная материальная мотивация в этом случае – бонусы или премии, привязанные к успеху проекта. За счет нематериальной мотивации можно сэкономить до 50%. А деньги, не потраченные – это деньги заработанные.
Существует огромное количество вариаций мотивационных схем. Создав за свою жизнь десятки стартапов и поработав с большим количество команд, я пришел к одной достаточно эффективно работающей модели. Во-первых, существуют партнеры – люди, с которыми создаешь бизнес, даже если сам его придумал. Они выполняют в нём ключевые роли, у них должны быть «живые» доли, закрепленные соглашением. Они должны их мотивировать и при этом быть не меньше 5%.
Кроме основателей в проекте есть дополнительная команда. Когда рядом с основателями появляются толковые и деятельные люди, у них должны быть опционы от прибыли проекта или направления, которое они ведут, на уровне 5-10%.
Международная практика предлагает широкий набор инструментов: выкупы акций, реальные или фантомные, прописанные окна для перераспределения долей в проекте, привязки к этапам разработки и KPI, сгорающие опционы. В случаях со стартапами в эти игры лучше не играть: чем жестче условия, тем больше дискомфорта вызывают у людей эти конструкции. Стартап — это не армия, стартап — это скорее творчество. Люди должны получать удовольствие от происходящего, а не думать о том, что если они не успеют что-то сделать, то у них отберут долю или выкупят её по сниженной цене.
Buy-back у сотрудников проекта — это, в принципе, не очень хорошая практика, если только нет задачи вознаградить конкретного сотрудника, заслужившего это многолетним трудом. В целом, это хорошо для кармы и неплохо для проекта, но только если он находится в зрелой стадии. Принудительный выкуп целесообразен только в случае, если нужно поменять сотрудника, который не справляется с задачей и тянет проект на дно. Для этого «на берегу» обязательно должны быть прописаны условия, при которых есть возможность выкупить его, попрощаться с ним, при условии, что это решение поддерживают все остальные участники проекта. Это важно, поскольку угасший или просто слабый человек своим поведением может уничтожить весь проект.
Инвестиции и рынок
Одной из ошибок является использование основателями проекта заемных средств. Это инструмент, которым следует пользоваться с большой осторожностью и применять его в соответствии с простыми, но строгими правилами. На фазе разработки MVP команде лучше оперировать своими собственными деньгами и своим собственным временем. При переходе к альфа-версии лучше найти для проекта не заемные средства, а вложения от ангельского или венчурного инвестора. Причем, даже если команда в него не очень верит.
Идеальным кандидатом будет опытный игрок, который знает нишу проекта и может помочь не только финансово, но и знаниями и умениями. Это сэкономит команде огромное количество средств и времени. Сценарий, когда проект, став адекватным, перешёл из стадии MVP в «альфу», получив ангельского инвестора, и является самым успешным.
Кредитные ресурсы имеет смысл привлекать только тогда, когда уже есть работающая воронка продаж. Когда, к примеру, проект тратит 3 рубля на маркетинг, а они возвращаются в виде 10 рублей в течение 7 месяцев. После этого уже можно привлекать внешние займы, это уже не угрожает полностью обанкротить проект и уничтожить стартап.
С точки зрения ставок ситуация в России понятна: для кредитов в рублях она сейчас доходит до 22% годовых. Это и определяет целесообразность привлечения займов для стимулирования развития и продаж — если внутренняя доходность от кредитных денег составит, например, 50% годовых, их имеет смысл привлекать, если 30% — процентная нагрузка становится болезненной и будет тормозить рост. В такой ситуации лучше привлечь долевого инвестора.
Критерии привлечения совладельцев и инвесторов в проект весьма размыты, но для IT верно общее правило: пускать в бизнес непрофильных инвесторов нельзя. Участие некомпетентного совладельца может привести к самому худшему варианту развития, когда команде мешают работать, не понимают, что она делает, и требуют обеспечения каких-то нерелевантных показателей.
В части стратегии крайне важным является ценообразование на продукт, особенно на этапе выхода на рынок. В последнее десятилетие в мире доминировала модель Uber и Groupon – демпинг, сопровождающийся убытками в $600-800 млн в год, ради захвата рынка. Я не очень верю в эту модель; она действительно позволяет быстро и эффективно захватить рынок, но сегодня, мне кажется, даже в Америке, в Силиконовой долине найти финансирование под подобные проекты всё сложнее и сложнее. Уже запущенным компаниям и проектам, использующим эту бизнес-модель, еще удается привлекать новые раунды финансирования, зачастую от инвесторов и фондов, участвовавших в предыдущем финансировании. Но новостей о новых масштабных начинаниях, которые бы предполагали убыточность не только на инвестиционном, но и на операционном уровне, появляется все меньше.
Одним из больших соблазнов для стартапа является привязка к якорному клиенту. Является ли это удачным решение для IT-стартапа, зависит от типа проекта: якорные клиенты не вписываются в модель B2C, их наличие ведет к расфокусировке и невозможности ориентироваться на сервис для большого количества потребителей. В конечном итоге это ведет к потере своей стратегии. Для B2B сервисов, заточенных на определенную нишу, наличие якорного клиента полезно, поскольку позволяет автоматически закрепиться на рынке и сформировать минимальный объём финансовых потоков.
Источник https://allkredits.com/dengi/biznes/investicionnye-kompanii/kak-otkryt-investicionnuju-kompaniju/
Источник https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/355775-startap-dlya-chaynika-kak-sozdat-kompaniyu-i-ne-poteryat-vse-dengi
Источник